Гостевые дневники путешественника


Оглавление.

Назад: Таррагона (Terragona).

Далее: Барселонское кладбище.





Часть четвертая. Жирона (Girona), замок Галы (Pubol).


К Жироне ведет уже привычная N-II.
Бесплатную парковку можно найти прямо рядом со старым городом у моста Pedret.
Жирона - город-крепость с маленькими узкими извилистыми улочками времен средневековья, с арками и переходами, стенами из домов и неожиданно открывающимися в камне скверами и парками.



По преданию, своим названием город обязан чудищу Жерио, пришедшему сюда с юга Испании. Жерио влюбился в местную красавицу по имени Пирене, та сбежала от него в окружающие город леса. Жерио, взбешенный непокорностью красавицы, поджег лес, и Пирене погибла в огне. Геркулес - легендарный основатель Испании, также влюбленный в Пирене, отомстил ее смерть, убив Жерио, а затем похоронил свою возлюбленную, навалив груду камней на ее могилу - так образовались Пиренеи. А три сына Жерио основали в честь отца треугольную крепость на берегу реки Оньяр и назвали ее Жирона.
В реальности все более прозаично - крепость Герунда была основана римлянами в 75 году до н.э. для защиты дороги Вия-Августа.
В начале нашей эры в 890 году в Жироне селятся первые семьи сефардов (испанских евреев). Эти семьи селятся вокруг христианского собора. Это место считалось самым безопасным в городе.
Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл.
Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города.
С течением времени Жирона становится крупным иудейским центром. Именно в этом городе зародилась Кабалла.
Однако золотой век евреев подходил к концу, на них начались гонения. Монахи подстрекали чернь к разгрому еврейских домов. Впервые в Испании евреи обязаны были носить на одежде желтый лоскут. Евреям был дан выбор - крещение или смерть. Многие соглашались на христианский обряд, однако, несмотря на это, новообращенные не были приняты обществом. За крещеными евреями закрепилось название "марраны", что буквально означало "свиньи".
Согласно указу 2 августа 1492 г., все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые увозили их за пределы Испании, евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов. А на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария" под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию.
Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от тех самых марранов.
После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений.
И сейчас бродя по улочкам еврейского квартала можно видеть тоже, что и почти тысячу лет назад.
























Город стоит на реке с чистой водой. Это можно судить по тому, что в ней водится форель.






Дома, выходящие на реку строились в средневековье и выполняли еще и защитную функцию. Эти разноцветные домики были построены во времена средневековья и до сих пор сохранили свой облик, хотя являются жилыми и сейчас.








Одной из достопримечательностей старого города является Церковь Св. Фелии. Своей необычной формой крыши (т.е. отсутствию шпиля) церковь обязана молнии.
Церковь построена между XIII и XVII вв.. Построенные снаружи стены дают дополнительную защиту. Архитектура романская, хотя законченные позднее части более готические.
Внутри находятся шесть саркофагов (IV в.) и крест Мастера Алои (XIV в.),









Саркофаг святого Нарцисса



Кафедральный собор по большей части готический. Изначально он был построен в романском стиле, но с того времени сохранены только монастырь и часть башни. Остальные элементы собора это уже XV в.
Все мы знаем, что такое горгульи: чудища с открытыми ртами. Это и демоны, охотящиеся за колеблющимися душами, и грехи верующих, оставленные за стенами собора. Это еще и водосток. Горгульи наказаны за свою нечестивость и вечно пропускают через себя потоки грязной воды. А вот в Жироне есть особая горгулья.
Жила в Жироне женщина – ведьма. И когда стали строить христианский собор, ведьма каждый день приходила к месту строительства собора и с бранью и дурными ругательствами плевала в котлован. Ну и получила по заслугам. Св. Нарцисс как-то раз превратил ее в камень. Она так и застыла с открытым ртом, готовая плюнуть. А строители недолго думая установили каменную статую ведьмы на крышу собора и сделали горгульей – чтобы поток дождевой воды смывал всю ту грязь и нечисть, что накопилась во рту ведьмы.






Рядом стоит более современная статуя ведьмы



и растет это





Одним из самых известных и необычных персонажей Жироны является кокольона - гибрид крокодила и бабочки (кат. cocodrilo – крокодил, papillion кат. – бабочка).
Говорят, что в лунную ночь можно увидеть тень кокойоны, проплывающей под мостами реки Оньяр. Легенда гласит, что когда-то на этой реке находился женский монастырь, обитательницы которого, мягко говоря, не очень придерживались правил монашеской жизни. Единственная молодая монашка, строго следовавшая монастырскому уставу, настолько надоела своими укорами остальным, что те, недолго думая, заточили ее в подземелье, где девушка провела несколько лет. От тяжелых условий жизни и сырости, девушка превратилась в водного ящера, но душа ее оставалась чистой, поэтому у ящера выросли крылья бабочки. Ящер-бабочка прорыл подземный ход и выплыл в реку, и теперь особо романтичные жители города и туристы стараются увидеть его тень, скользящую по реке в летнюю ночь.





Есть в городе смешная поговорка: «Кто не поцелует зад леона, не сможет стать гражданином Жироны».
В далёкие средние века, когда Жирона была ещё небольшим городом, помещавшимся целиком за крепостной стеной на правом берегу Оньяр. А вокруг города с крепостью, как и положено, располагались селения-хутора и многочисленные банды разбойников, которые, понятно дело, наживались на припозднившихся торговцах. Но однажды один умелец с хутора, расположенного напротив северных ворот в город, приручил волчицу и научил её подавать сигналы при виде разбойников. Услышав волчий вой условным манером, городская стража формировала отряд и защищала торговцев и их товар.
И вот долго ли коротко ли, но отслужила волчица городу верой и правдой, да и умерла. И благодарные жители решили воздвигнуть ей памятник – около северных ворот, в память так сказать, и благодарность. И стали думать, как бы получше изобразить спасительницу. Почему-то решили её изобразить карабкающейся на столб. И только потом сообразили, что волки-то на столбы не лазят – не кошки, чай. Но тут к счастью случился XIII век и переоценка имеющегося фольклорного богатства. И решили жители, что волк – это очень местечково и совсем не героически. А потому быстренько заменили волка на льва – героично, эффектно и по столбам лазить умеет. Вот только льва-то настоящего почти никто из жителей и не видел – по рассказам и ваяли. И вот что получилось.
А еще говорят, что эта леона дает богатство (т.е. не просто гражданином стать, а богатым гражданином). Хочу обратить внимание - надо поцеловать в зад львицу а не лизать кому ни попадя.







Почетным животным города считается муха. Да, именно, муха и нередко на багажниках машин приклеивают ее изображение вместе с каталанским осликом. Мух можно увидеть на майках, украшениях и посуде. Вот только в супе не нашел. По преданию, именно мухи, вылетевшие из гроба Св. Нарциса, помогли защитить город от французов.




Старую часть города окружает красивый парк с фонтанами, протянувшийся вдоль крепостной стены. Недалеко от стены находятся Арабские бани. Сейчас в них устроена выставка авангардных инсталляций.












Можно бросить с крыши монетку



Чтобы попасть и оставить на память. Наверное и желание полагается загадывать










После Жироны мы отправились в пропущенный ранее замок Галы.
по С-66 доехать до поворота на La-Pera,



затем по прямой до Pubol, где и находится замок, открывающийся за полями подсолнухов.






Вокруг замка небольшой городок.









Дали и Гала прожили вместе более 50 лет.
Замок 12 века, был приобретен Дали для своей возлюбленной и был подарен при условии, что Дали не может приходить туда без приглашения.
Дали был автором всего в этом замке - некоторая архитектура, мебель, роспись, картины, даже краны в ванной.


















Получилась истинно королевская резиденция, хотя и маленькая. Там даже есть трон.









Прекрасный сад с бассейном дает время подумать и посидеть в тишине. Посетителей совсем немного.


















Растения там тоже необычные, вот, например, листок с дерева и монетка






Автопарк









На верхнем этаже выставлена коллекция платьев Галы. Девушкам, да и не только, может быть интересно.






Когда умерла лошадь Галы, та была сильно опечалена, и Дали сделал из лошади чучело, поставил на первом этаже, а на втором этаже под стеклянным стоиком проделал дыру, чтобы Гала могла любоваться своей лошадью и пить кофе.






Потолки низкие и кровать короткая... видимо Гала была не очень высокая.



Рисунок театра с нарисованными ручкой яйцами, как иллюстрация идеи, хорошо сочетается со стоящей рядом бутылкой вина



В одной из комнат можно посмотреть фотоальбом



Гала прожила в замке последние годы, умерла в 89 лет и была похоронена в подвале.
Гала умерла в 1982 году, в возрасте 88 лет. Тело набальзамировали, одели в красное шелковое платье и положили в саркофаг с прозрачной крышкой. Саркофаг установили в сводчатом подвале, недалеко от чучела лошади.



После смерти Галы Дали переехал в замок. Он получил титул маркиза Пуболь, впал в глубокую депрессию, приказал закрыть все ставни и жил в темноте, не выходя даже в сад. Через два года в его темной комнате из-за упавшей свечи случился пожар. Тогда-то Дали и опустил саркофаг Галы в склеп, замуровал его плитой и переехал в свой Театр в Фигерас, где прожил еще пять лет с такими же закрытыми ставнями. Не написав за эти пять лет ни одной картины, и так и не оправившись после смерти Галы, он умер.
Вобщем все умерли.


В тот день мы еще вдоволь накупались в Паламосе. Не на большом пляже, где оказалось грязно и ветрено, а в северной части города, где были потрясающие волны.



Далее: Барселонское кладбище.