Гостевые дневники путешественника




< Оглавление




Право руля! Или про вождение автомобиля на Кипре


Левостороннее движение



Благодаря британскому колониальному господству, на Кипре левостороннее движение, руль расположен справа, переключение скоростей производится левой рукой и нужно контролировать движение с непривычной стороны.
Помните, что нам говорили еще в детском саду - перед переходом дороги посмотрите налево, потом направо. Так вот тут все не так. Казалось бы, что надо сначала направо, потом налево. На Кипре даже если переходишь улицу с односторонним движением, лучше посмотреть в обе стороны. Два раза.
Ожидаемая ошибка - это повернуть на встречную полосу на перекрестке. На многих дорогах специально установлены дорожные знаки с напоминанием по какой стороне ехать. По автостраде довольно просто - там отбойники не дают выехать на встречку, на съездах кирпичи. А вот на маленьких дорогах легко попутать берега.
Туристы по большей части ездят на арендованных машинах с красными номерами и местные с пониманием относятся к испытываемым беднягами трудностям. Обгудеть, конечно, могут, но это, скорее, чтобы помочь.
Вторая, не столь ожидаемая проблема, с которой сталкиваются приезжие, это позиционирование в полосе. Мы привыкли сидеть слева и к тому, что слева никого нет, а теперь слева - пассажирское сидение. Можно легко цепануть левым бортом ограждение или другую машину. Могу посоветовать контролировать расстояние до полос в зеркалах заднего вида.
Еще надо учитывать, что полосы на Кипре меньше, чем, например, в России. Лучше держать машину ближе к правому краю полосы, оставляя немного места для зеркал.
Рычаг переключения передач тоже теперь слева от водителя. Придется привыкать даже при езде на автомате.
Через пару дней активной езды привыкаешь и потом по приезду в "правильную" страну начинаешь испытывать схожие неудобства. Разве что иногда подходишь не к той двери на автопилоте.

Несмотря на то, что движение левостороннее, правило "помеха справа" действует. Хотя по факту не всегда соблюдается - иногда тот, кто едет прямо, не пропускает тех, кто справа, даже если знаков нет.


Круги на полях
Движение по кольцу, соответственно, по часовой стрелке. На круге преимущество имеют автомобили, которые уже въехали на круг, поэтому прежде, чем въехать на круг нужно пропустить машины уже двигающиеся по кругу и следовать соответствующей полосе движения. Как правило, крайняя левая полоса - первый съезд с круга, следующая полоса правее, предполагает движение по кругу до второго съезда, крайняя правая полоса предполагает третий, четвертый и т.д. съезды с кругового движения. Въезжая на круг нужно включить правый поворотник, когда Вы собираетесь съезжать с круга, то Вам необходимо, перед тем как съехать, включить левый поворотник. Обычно, полосы помечены на асфальте и на знаках перед кругом куда можно с полосы ехать.


Движение по полосам
Дороги в городах в основном имеют по одной-две полосы в каждую сторону, чаще всего перед светофором появляется дополнительная полоса. К сожалению, на Кипре не используют знаки движение по полосам, а в основном используется дорожная разметка, которую замечаешь уже как перестроился. Так вот, если у светофора появляется дополнительная правая полоса, то скорей всего движение по ней будет только направо, поэтому если Вам нужно прямо, то не становитесь в крайний правый ряд. На скоростных трассах при приближении к кольцу наносят жёлтую разметку. Такая же разметка встречается и на обычных загородных дорогах в местах, где нужно сбросить скорость.


Стрелка на светофоре
Если стрелка горит, то можно ехать, поворачивать - у остальных красный свет.
Если стрелка на светофоре, регулирующая движение на повороте гаснет, а основной сигнал светофора зеленый, это не означает, что Вам нельзя поворачивать, а означает, что Вы должны сначала пропустить встречные машины, а затем при основном зеленом сигнале светофора можете повернуть.
Часто для поворота налево делается съезд до светофора. В этом случае можно поворачивать не дожидаясь зеленого сигнала.


Безопасность


Водитель и пассажиры на переднем и заднем сидениях должны пристегиваться ремнями безопасности. Дети (до 12 лет) могут ехать только на заднем сидении в детском кресле.
Штрафы за нарушение довольно большие. И если к выезду на встречку еще отнесутся с пониманием, то тут, скорее всего, оштрафуют по полной.
Нельзя разговаривать по мобильному телефону. Периодически проводятся рейды, постоянно штрафуют и все-равно очень часто болтают по телефону и рулят одной рукой.
Большие штрафы за выбрасывание мусора из окна, и уж тем более сигарет.
Запрещено управление автомобилем при содержании в крови алкоголя более 0,3 промилле (до 0,5 промилле). Сейчас с этим становится строже от года к году. Не в том смылсе, что меняются правила, а более жестко карают и пристальнее следят, ловят нарушителей. Раньше было очень много пьяных на дорогах, сейчас такое можно увидеть только по праздникам.


Кто же не любит быстрой езды?



На Кипре даже есть знак минимально разрешенной скорости.
На автострадах максимально разрешенная - 100 км/ч, минимальная - 65. На обычных дорогах вне города - 80 км/ч, в городе - 50 км/ч.
Штрафуют при нарушении на 20% (не 20 км/ч). Т.е. на автостраде при 121 км/ч, а в городе при 61. Штрафы высокие, зависят от процента превышения и фактической скорости, лучше не нарушать или не попадаться. Ловят с патрульных машин или "из кустов". А учитывая, что скоро понавешают камер, то надо быть осторожнее.
Раньше по острову уже вешали камеры, но их все разбили или испортили. В настоящее время в Никосии есть одна действующая пара камер - около Хилтон-парка. И то некоторые умудрялись засветиться с нарушениями так, что даже депортировать собирались из-за этого.


Парковки
Во первых, надо запомнить, что желтые линии вдоль дороги запрещают стоянку (одинарные) или остановку (двойные). Могут не только оштрафовать, но и утащить в неизвестном направлении. У меня опыта с эвакуацией не было, но думаю, что для разрешения конфликта придется обращаться в полицию и куда-то ехать.
Парковочные места вдоль дороги обычно размечены белыми прямоугольниками. На бесплатных скорее всего либо висит табличка - "только для посетителей", либо "не более 30 или 60 минут". Или уже кто-то стоит.
У платных рядом с парковкой стоит автомат, на котором указана стоимость парковки и оплаченое время.
Довольно много паркингов, муниципальных и частных, в местах, пользующихся спросом - в центре города или около побережья. Оплата либо у специально обученого человека на въезде, либо в парковочном автомате.
Вне сезона платить зарплату парковщику не выгодно и многие платные паркинги превращаются в бесплатные.
Некоторые места помечены знаками для инвалидов. Туда могут вставать только машины со специальными знаками.
Меня поначалу удивило, что помимо инвалидских есть места для машин с детьми, для беременных. Их тоже лучше не занимать.




А иногда штрафов бывает недостаточно и коты-полицаи наказывают неправильно припаркованные автомобили. Вот этот убегающий пушист только что драл мягкую крышу своими когтишками.




Парковка на тротуаре тоже карается большим штрафом. Единственное исключение, конечно, для местных, которые ставят машину около своего дома или магазина. Как мне сказали, если станут запрещать киприотам ставить машины около дома, то тут же начнется анархия и смена власти - никто не рискует.


А ну-ка, руки вверх.
Приветсвие поднятой рукой вверх с открытой ладонью может означать как спасибо, так и то, что водитель сейчас будет нарушать правила - разворачиваться в неположеном месте, парковаться на встречной полосе или просто вклиниваться в ряд.
Разумеется, подобное поведение касается местных, а вот туристам имеет смысл быть к подобному готовым.
С другой стороны, заблудившегося туриста, скорее всего, пропустят и через ряды и повернуть и на кругу не в той полосе. Тут главное убедиться, что действительно пропускают.


Про аренду машин
Арендованные машины выделяются в потоке не только своим поведением или специальными наклейками, как в других странах. У арендованных машин специальные номера красного цвета. Большинство таких машин водят, конечно, туристы, но есть и те, кто долго живет на острове и арендует машину на долгий срок.
Мы когда приехали, поначалу, снимали машину на длительных, более выгодных, условиях. Причем, нам повезло и по цене малолитражки досталась полноценная машина, помеченная как "ЗЛО".






Преимущества в том, что при поломках владелец сам решит все проблемы. Насколько оперативно - это уже вопрос где арендовать. Мы брали у проверенного контакта и всегда все решалось оперативно. Понятно, что арендовать машину дороже, чем владеть.
При себе необходимо иметь договор аренды или хотя бы контакты владельца машины чтобы полицейские могли связаться. В договоре бывает прописан конкретный водитель. Если на момент ДТП за рулем будет кто-то, то могут отказать в страховой выплате и подать в суд на возмещение полного ущерба.


Права
Через пол года проживания на острове российские права превращаются в тыкву.
Российские права можно пойти и заменить на кипрские, оплатив соответсвующие пошлины. Для этого нужно в Citizen Service Centre (что-то вроде службы одного окна) написать заявление и заплатить деньги, сфотографироваться. Потом придти получить. Российские права в этом случае отошлют на родину и пометят как недействительные. В дальнейшем их можно, конечно, восстановить, сдав кипрские взад.
А можно пойти и сдать экзамен на вождение, получить еще одни права. Тут система такая, что сначала идти в тот же Citizen Service Centre, писать заявление, оплачивать. Нужно взять с собой сертификат пришельца, подтверждение проживания, паспорт и сфотографироваться заранее. В ответ дают бумажку, что "уплочено" в формате A4.
С этой бумажкой пора искать инструктора. С инструктором едете в полицию на устный экзамен. Экзамен заключается в том, что в книге правил полицейский тыкает пальцем в знак, а отвечающий на пальцах объясняет его смысл. Имеет смысл хотя бы разок прочитать книжку т.к. возможны сюрпризы.
После данной процедуры дают другую бумажку, которую следует отнести обратно в Citizen Service Centre и получить ученические права. С ученическими правами можно ездить в присутсвии опытного водителя рядом (более пяти лет вроде бы должно быть). Главное, чтобы страховка на машину позволяла. И нужно наклеить ученический знак (большие красные буквы L или E) на машину. Мы наклеили как только Наташа получила ученические права и сняли через месяц после получения ей нормальных прав, хотя по-хорошему бы еще год их держать на машине.






Инструктор проведет как минимум одно занятие и подаст заявку на экзамен в дорожную полицию. Потом ждать. Пару месяцев. Сига-сига же, т.е. не спеша все.
В назначенный день инструктор, скорее всего, проведет еще одно занятие в качестве навязанной услуги и привезет на сдачу в полицию. Еще раз погоняют по книге правил. Тут уже надо знать все, что там написано. После чего сразу экзамен с вождением по городу. Надо выполнять указания офицера и выполнить одно или несколько "упражнений" - разворот через левое ответвление, разворот через правое ответвление, разворот на узкой дороге. Подлавливать специально никто не будет. При уменнии водить, сдается экзамен без проблем. Если только-только научился, то нужно просто аккуратно и неспеша все сделать, не создать аварийных ситуаций по дороге и все будет хорошо.
Если вдруг не получилось сдать, то следующий раз только через несколько месяцев.
После экзамена дадут очередную бумажку, котору необходимо отнести в Citizen Service Centre. Опять заявление. Тут уже сфотографируют и отправят дней на десять погулять. В принципе, езить можно уже после этого, сохранив квитанцию об оплате. Квитанция нужна и для, собственно, получения прав.
Через какое-то время пришлют SMS-оповещение, что права готовы и их можно забирать.





Покупка машины
Речь пойдет о покупке машины с рук.
У нас получилось так, что мы арендовали себе машину и в ус никому не дули. Сосед купил себе BMW E81. По выходным мы возились со старой M3 в качестве развлечения и подчищали косяки на E81.



Все были довольны. Но в один прекрасный день тот купил F20 и старую решил продавать. Поскольку я уже знал все недостатки, то мы выгодно договорились по цене. Так что с первой машиной был именно опыт покупки.
Первым делом нужно оформить cover note в страховой на машину. Для этого написать письмо проверенному контакту, прислать копию прав и документов на машину.
Затем вместе с владельцем приехать в Citizen Service Centre и написать заявление о смене владельца. При себе надо иметь паспорта, id обоих, подтверждение адреса, title на машину. У машины должен быть действующий тех. осмотр - бумага не нужна, все есть в электронном виде.
На месте оплачивается пошлина, платится дорожный налог, если нужно.
В результате выдают новый title на машину, который надобно отвезти показать в страховой, написать заявление о регулярном списании средств со счета за страховку.
И да, на страховке лучше не экономить. У нас так вообще был самый дорогой вариант т.к. Наташа ездила по ученическим правам.
Собственно, все - можно ездить.



Дорожный налог нужно оплачивать каждый год до марта. Можно оплатить на пол года, но тогда потом нужно дооплатить до конца года. Если этого не сделать, то полицейские при проверке могут выписать большой штраф, да и сам налог придется оплачивать с пени.
Если в планах нет использовать автомобиль, то можно снять его с трафика. В том же Citizen Service Centre написать заявление об этом. Для возвращения обратно на дороги нужно опять написать заявление там же и оплатить налог.
Сосед когда улетел с острова, снал M3 с трафика и отправил паромом на материк, а F20 оставил мне приглядеть с целью продажи. Я показывал потенциальным покупателям. Устраивали тест-драйвы, возил в сервисы. Ну и она занимала парковочное место.



А на копейке E81 были заменены свечи, несколько катушек, крышку блока цилиндров т.к. клапан подсасывал воздух, кое-что по салону, моторчики омывателя, ну и расходники всякие вроде лампочек, фильтров и т.д.



Недостатки - это большие двери, которые сложно открывать на узкой парковке, неудобное крепление ремня безопасности. Я поставил специальные штатные крепленния, но они неудобные - вылетают постоянно, если их использовать.



Так что со временем мы просто привыкли. Вообще, хорошая машина, большой багажник. Мы даже как-то возили прилавок из горной деревни в Никосию на выставку и кучу товара - все помещалось прекрасно.
А вот сидеть на заднем сидении можно, но не так удобно все-таки.

Дальше Наташа получила свои права и мы стали присматривать ей машину. Найти подходящий вариант не так просто. Много завышеных цен на убитые машины. Мы нашли неплохой вариант в другом городе.



Как сказали на сервисе BMW - "польностью отличающаяся машина".
Машина подходит под неспешную аккуратную езду. Очень экономичная, при этом не будет проблем заехать в горку.
Вот только есть может отлететь внезапно кусок пластика от корпуса.



И это, видимо, болезнь этой модели. Мы потом видели машинки с точно такими же повреждениями.

У нас в то время было два парковочных места у дома и пришлось играть в тетрис чтобы разместить три машины на двух местах.




Так вот, при покупке на пробег тут смотрят не так пристально, как в России. Что такое сервисная книжка знают мало. Восстановить историю машины, как правило, очень сложно.
Смотреть нужно на состояние машины, количество владельцев. Кипрская или импортирована уже вторичкой (у импортированых из англии часто только один ключ, могут быть чеки, подтверждающие первую продажу). Имеет смысл узнать где обслуживался автомобиль и поговорить с механиком - могут честно рассказать проблемы.
Киприоты много внимания, как ни странно, обращают на всякие сколы по корпусу. Проверка на толщину краски же для них на уровне магии.
Ошибки никто не стирает, так что имеет смысл взять компьютер и прочитать ошибки или на сервисе это сделать.
На сервис в любом случае стоит заехать и проверить ходовую, тормоза, рулевое, считать ошибки мотора.


Что делать при ДТП
Как-то раз, когда мы отдыхали на побережье, Наташа поехала на машине домой в Никосию. Ничего не предвещало, как говорится..
Раздавщийся в телефоне голос уже по своему тембру мгновенно обеспокоил. Легко можно понять растерянность человека, попавшего в свое первое ДТП, да еще и в чужой стране.
Зазевавшаяся в телефоне старушка въехала на кругу в зад Наташиной машине.
Первое, что надо сделать в таком случае - дозвониться до страховой и вызвать специально обученного человека на место. Это не так просто сделать т.к. автоответчик на греческом и сложно понимаемом варианте английского.
Наташа спросила старушку - "остиномия, асфолистика?" т.е. "полиция, страховка?". На что, по счастью, получила утвердительный ответ и старушка, видимо, вызвала полицию, хотя это было не обязательно.
В состоянии шока Наташа звонила мне, я дазванивался до страховой, параллельно старушка помогала Наташе дозвониться. В результате получилось вызвать кого нужно.
Пока ждали, приехала полиция, убедилась, что повреждены только машины и попросила их отодвинуть чтобы разгрузить трафик. Ничего не заполняли. Вот чего следовало бы сделать, так это сфотографировать место ДТП и расположение автомобилей на случай возникновения возможных споров в дальнейшем.
В такой ситуации важно иметь при себе копию страховки. Надо записать номер страховки ответчика и контакты или название другой страховой компании.
Потом приехали агенты обеих сторон, сфотографировали повреждения и уехали ночевать. Ожидание заняло несколько часов, процедура - пять минут.
Все, потом можно ехать дальше - домой, отпаивать организм чем-нибудь алкогольным.
Агент на прощание оставил свой номер телефона и завещал позвонить утром дабы определиться с ремонтом. Сразу нельзя потому что сначала агент должен был внести все данные в базу. Исключение возможно для случая, когда необходима эвакуация автомобиля - тогда сразу вызывается эвакуатор от станции ремонта.
На следующее утро мы все дружно пытались дозвониться до агента. И напрямую и через офис. Поскольку тот работал ночью, то утро у него началось часа в четыре дня. Я уже думал, что придется ехать в страховую ногами и выяснять что к чему.
Агент дал телефон сервиса куда надо привезти автомобиль чтобы все починили. Тут важным моментом было, что нам нужна была подменная машина на время ремонта по двум соображениям:
1. Чтобы Наташа могла ездить независимо от меня.
2. Чтобы сервис был заинтересован поскорее завершить ремонт.
Так вот, поскольку у Наташи опыт вождения был меньше года, то возникли сложности с выдачей подмены. Решили таким образом, что подмену дали на мое имя, а Наташа могла в это время водить нашу другую машину. Мы, пользуясь случаем, на этой проходимой подменке поехали на пляж Лара к черепахам.



Счет за ремонт сервис сам оговаривает со страховой. Мы на руки получили копию когда забирали машину, на всякий случай.
Оговорюсь, что все это верно для полной страховки и именно поэтому не стоит на ней экономить.




< Оглавление