Гостевые дневники путешественника





Вечный город. Новогодний Рим.

Почему Рим? Давно хотел туда попасть - в детстве нравились легенды, мифы и немного история. Это же начало цивилизации. Нашей. На востоке-то походы европейцев едва заметили, примерно как европа нашествие монголо-татар. А вот у нас Рим - это начало всего, культуры, системы ценностей, религии и т.д.
Готовились к поездке основательно. Просмотрели все фильмы с Римом в главной роли, посмотрели по диагонали книги, сделали свой путеводитель - распечатали, получилось 87 листов А4, с ним и ходили. Плюс отметили все интересные нам места заранее на карте.
Не забыли про еду - выписали по отзывам рестораны и кафе. Что в дальнейшем очень помогло - когда ели в случайном месте, то и еда была так себе ничего, а в проверенных местах, действительно, вкусно.
Записки о достопримечательностях Рима: .doc, .pdf

Карта Рима с достопримечательностями (google)

Стоит также почитать Генри Мортона "Прогулки по вечному городу", Чарльза Диккенса "Картины Италии", путеводитель Афиши или Lonely planet.
Путеводитель афиши по Риму,   На google drive
Путеводители афиши по разным городам на google drive
Путеводители Lonely planet по разным городам на google drive

Достопримечательностей как у нас грязи, хотелось всех посмотреть. Изначально думали поселиться в Трастевере (за Тибром), но нашли вариант совсем рядом с Колизеем.















Прилет. Форум, Капитолийский холм, Травиата.

Летели на перекладных, т.е. с пересадкой в Цюрихе.
Уже находясь в аэропорту получили письмо от отеля - позвоните по такому-то телефону как будете у дверей.
Отель, как потом оказалось, был и не отель вовсе, а слегка мебелированные комнаты.
При регистрации на рейс выдали два посадочных, что несколько успокоило нервы. На всю пересадку отводилось 25 минут. А аэропорт там, надо сказать, не маленький. Поэтому брали с собой только ручную кладь. Бодрым шагом, скупая по пути трюфели с пралине, мы перебрались во второй самолет уже до Рима. Успели как раз к концу посадки.
Большинство самолетов прилетает в Фумичино. Аэропорт имени Леонардо Да Винчи. Судя по журналу в швейцарском самолете, там должна была проходить выставка летательных аппаратов Да Винчи. Мы смогли заметить нечто, напоминающее о Леонардо и зорбинге, но назвать это летательным аппаратом сложно.



Следуя за указателями со значком поезда, мы с легкостью вышли на железнодорожный вокзал. Тут же купили рома-пассы и билеты на леонардо-экспресс. Девочка за прилавком уверяла нас, что поезд не доедет до вокзала и идти придется минут 20, поэтому просто необходимо заплатить денег и поехать на микроавтобусе с очень кстати оказавшимся рядом водителем.
Телефон как на зло не ловил сеть. В ночи мы железными тропами пробирались в город аки сабяняне минут сорок.
Как ни странно, но поезд неожиданно доехал до вокзала. От поезда, следуя за международной буквой М, мы добрались до метро.
Вот тут нас ждал сюрприз. Надо же купить билеты... а поздно и кассы закрыты - работают только автоматы. Все бы хорошо, но автомат упорно не желал принимать у меня ни монеты, ни купюры. Даже не смотря на то, что совал ему не родные рубли, а бережно припрятанные на этот случай евры. Где-то с 30й попытки автомат сдался и плюнул мне пару билетов.
Радостные мы отправились к поездам едва не забыв провалидировать с потом добытые билеты.
По выходу из метро, мы, наконец-то, увидели Рим. Рим заключался в Колизее, елке с огоньками и продавцами штативов да прочих сувениров.



Наташа несколько смазала эффект вместе с косметикой от избытка чуйств и тонкой душевной организации. Высоцкого вон в Сену рвало. Мы же просто поплакавши.
Впечатлившись, отправились к отелю. Слава великому навигатору, мы довольно легко нашли нужный дом по адресу. А вот дальше было солжнее. На пути возникла решетка - дверь в подъезд. Отойдя на несколько шагов вперед и назад, убедились, что это единственный вход в здание, кроме разве что пожарно-кошачьего. Нашли кнопку звонка с названием отеля. долго звонили... перебудили всех постояльцев.
Тут, о чудо, телефон поймал сеть и мы смогли позвонить по присланному в почту телефону. Спросив указанного в письме Стефано, мы услышали, "нет, не Стефано". Замаячила заманчивая переспектива...
Однако, этот "Нестефано" имел некоторое отношение к заветному отелю и смог открыть входную дверь и объяснить, что нужно пройти подъезд насквозь, выйти во внутренний дворик, войти, подняться на нужный этаж и позвонить... по телефону, который не ловит сеть...
В общем, нам открыли, сказали заветный код и дали в зубы ключи.
Промерзший номер быстро оттаял под воздействием обогревателя с названием кондиционер. В остальном миленький номер со всем необходимым, включая биде и картину с подсветкой.





Завтрак приносили в постель, что было очень мило, но постельное белье меняли раз в три дня - поэтому есть приходилось очень аккуратно.
Поселившись, мы первым делом отправились покушать. Еще по дороге в отель заприметив таверну, мы направили свои стопы с желудками в том направлении.
Меню все на каком-то странном языке. Хорошо, что лазанья пишется как слышится и кушается как пахнет.

На следующее утро мы первым делом отправились обратно к Колизею. В свете дня он кажется более древним и значительным. И еще слегка потрепаным.
Один из центров вечного города.
Обойдя вокруг, мы насладились видами самого театра, стоящей неподалеку арки константина, ближней части форума.







Арка Константина, единственная триумфальная арка, построенная в честь гражданской войны. По сути - триумфальная арка последнемиу императору Рима, пытавшемуся остановить развал. Как утверждают исследователи, скульптуры и барельефы натырили откуда-то для постройки арки.



Обзор периодически загораживали толпы торговцев сувенирами. В числе сувениров попадались камни от колизея, что навело на мысль о причинах плачевного состояния сооружения.



Кроме торговцев да туристов, вокруг крутились римляне и кони. За небольшое вознаграждение можно было запечатлеть себя древним римлянином или почувствовать тигром.



На повозке, катающей туристов вокруг колизея, была замечена звезда давида. Так что Римляне проиграли иудейские войны окончательно и бесповоротно.
Когда мы решили зайти внутрь, оказалось, что толпы туристов вокруг колизея - это не просто праздно шатающиеся... это очередь.
Тут мы вспомнили о рома-пассах и, пробравшись мимо очереди (которая стоит в кассы), довольно быстро прошли внутрь.





Внутри сразу становится понятно, что от величия осталась оболочка. Единственная сохранившаяся статуя коня и та не очень сохранилась.



Однако, впечатляет. Когда-то там устраивали морские сражения, дрались не на жизнь, а на смерь, а теперь вместо пантер гуляют кошки.



Побродив по уровням амфитеатра Флавиев, мы вспомнили, что в городе есть еще много интересного и решили направиться "в центр". это значит к Капитолийской площади.
Но между Капитолийским холмом и Колизеем растекся императорский форум. Как же мы могли пройти мимо? Правильно. Мы пошли напрямик и с разбегу уперлись в забор. С форума выходили одухотворенные люди с горящими глазами и что-то друг-другу рассказывали.





Толпа не очень большая, но чтобы не потеряться, семью и прочих домашних привязывали на веревку.



Хождения вокруг да около навели на мысль... поесть. Как раз рядом оказался ресторанчик La Taverna dei Fori Imperiali (Via Madonna dei Monti, 16). Местечко оказалось что надо. Кормят вкусно. Попытались забронировать столик на новогодний вечер, но все уже было расписано.
Заправившись почти доваренными макаронами и зарядив фотоаппарат, мы отправились обратно на форум, вход в который мы к тому времени уже нашли.
Еще раз миновав очередь благодаря рома-пассам, мы оказались среди остатков великолепных зданий, где каждый сантиметр дышал историей. Правда часть истории оказалась на реконструкции а что-то и под реконструкцией.



Но нам это не мешало наслаждаться, искать следы расселины курция, прогуливаться по дворику храма весты, вспоминая ужасную участь весталок...



Зашли и в Курию. Раньше там заседал сенат (не знаю как у сенаторов с головами), теперь одни головы без сенаторов. Слабо себе представляю как там могло уместиться 900 или даже 600 человек.





Тут же, рядом храм Божественного Юлия, где как-то ненароком сожгли Цезаря, а потом пошли жечь все подряд.
Арка Тита была построена в память о победе в Иудейских войнах и захвате Иерусалима. Барельефы наглядно показывают добычу: рабов и всякую утварь.



Затем мы от арки Тита поднялись на Палатин, где сразу же очутились в прекрасных садах вечнозеленых апельсинов. На полу валялось много поднадкушеных плодов, что, конечно же, говорило о неимоверной вкусности.
Была идея добежать до ближайшего лотка с апельсинами и, поедая их с аппетитом, прикалываться над туристами.





Во все фонтаны города вода попадает по древнему акведуку. Поэтому пить можно из всех фонтанов и фонтанчиков. В шестом веке акведук разрушили готы, и восстановили его много позже.





На палатине самое интересное - это сады и криптопортик. Это тайных ход, который построил Калигула. Там же его и убили. А я искренне считал, что и цезаря там же грохнули, а вот нет.





Вечерело. Над древним городом стали разноситься крики. Всех попросили... из сада. При этом перекрыли все выходы. Прямо в российских традициях - окружили и попросили разойтись.
Проскользнув между охранниками, мы вышли с форума и бодрым шагом, поедая жареные каштаны, добрались до капитолийской площади.
Под холмом находится Марметинская темница. Согласно легенде, там прозябали Петр и Павел, и по приказу Нерона их обоих и убили. Можно посмотреть чудом сохранившийся 2000 лет столб, на котором распяли Петра.



На Капитолийском холме и зародился Рим. Сейчас наверх ведут три лестницы. (левая к Санта-Мария-ин-Арачели с Бамбино внутри, центральная по проекту Микеланджело ведет к площади с Марком Аврелием, шифрующимся под Константина)



Бамбино оладает чудесными целебными свойствами. Его направляли к смертельно больным или рожающим (что, видимо, одно и то же). Все бы хорошо, но в конце 19 века настоящего Бамбино украли и теперь там копия, которая закончила врачебную практику.
Оригинал собаки теперь хранится в капитолийских музеях. Вообще все ценное, что нашли на форуме затащили на холм в музей. Раньше держали клетку с живой волчицей. Потом зеленые человечки возмутились и клетку убрали.



Рядом с лестницей статуя местного Ленина Кола ди Риенцо (в 13 веке возглавлял восстание, приведшее с созданию Республики). Статуя стоит на месте, где его убили.



В средние века эта лестница заменяла римлянам Форум. Тут устраивались собрания и выступления, мятежи, назначались встречи. Судя по новогодним праздникам, мало что изменилось.



Тут-то нас и атаковали птицы. Не то чтобы они очень напоминали о Хичкоке, но дождь от них был приличный. Народ открывал зонтики, надевал дождевики... мы прятались под деревом и короткими перебежками пробирались к площади Венеции.



Недалеко от площади находится форум Траяна и колонна его же имени. Вообще по всему Риму понатыкано египетских обелисков и похожих на них колонн. Еще в те древние времена было принято из дальних стран везти сувениры, вот обелиски и тащили. Затем обелиски кончились стали делать колонны. Заодно можно на них какую-нибудь историю для потомков рассказать, не сильно привирая (а то разрушат же сразу после смерти).





От площади Венеции в сторону Народной площади тянется улица под флагом.



Вообще-то тут должен ездить транспорт, автобусы всякие и прочее. На деле же большую часть времени улица заполнена гуляками, иногда неохотно уступающими дорогу ползущим машинам. Апогей столпотворения можно заметить у испанской лестницы.



Зашли к фонтану Треви. Сам фонтан занимает около половины площади. Вторую половину площади занимают туристы. Двигаешься как в очереди. Народ сидит на мраморных ступенях, не боясь себе чего-нибудь отморозить.
В фонтан надо бросить монетку правой рукой через левое плечо и обязательно проследить полет. Тогда вернешься на то же место. Если бросать две или три монетки, то ждет богатство, новая любовь, брак или развод... версии расходятся и мы не стали рисковать.



Типичный внутренний двор жилого дома.



Гуляя по узеньким улочкам, добрались до церкви всех святых. Тут послушали оперу "Травиата". Это было здорово, пели прекрасно, изменили конец.
Ну не хэппи энд приделали, просто в последнем акте когда бывшая куртизанка (раскаявшаяся грешница) умирает на руках у возлюбленного, зачем-то пришли папаша этого самого возлюбленного и доктор. Вместо мужской арии пели трио.
Я ожидал, что будет скучно, ведь опера длинная, но пролетела со свистом на одном дыхании.



Заранее заготовили либретто: Травиата.doc

Обратно добирались на автобусе. Почти до самого отеля.





Вилла Боргезе, в центр и из центра

На утро были забронированы билеты на виллу Боргезе. Добирались на метро. По пути осмотрев летнюю папскую резиденцию с непременными египетскими стеллами. Внутри здания с вдавленной формой святая лестница. Если проползти на коленях, то простится один грех - ну чем не индульгенция.
Само метро обшарпанное - не чета нашему, а вот поезда вполне цивильные. Вылезли из метро, прошли по движущемуся тротуару и оказались в парке.







Парк чем-то неуловимо напоминает подмосковные усадьбы, но заметно и влияние местной культуры. Гуляют дети, бегают спортсмены, некоторые ездят на велосипедах, кто-то их тащит.





У памятника карабинеру цветов не замечено, зато ослику подношения из цветов - это логично, стрелок не не будет есть цветы, а ослик с удовольствием. Жертвоприношение какой-то богине в виде апельсина. Парочка после развода делит ребенка.









Паркуются иногда прямо в кафе.



На вилле очередь из тех, кто уже купил билеты. Время на посещение - два часа. Снимать внутри нельзя. Здание построено для кардинала Сципиона Боргезе в 17 веке. А тот уже покровительствуя скульпторам и художникам забирал себе на виллу всякие произведения искусства. Много Бернини, Караваджо, Рубенса, Рафаэля, Тициана и других.
Куда ни плюнь - везде шедевр. На входе дают наушники и план - ходишь, давишь кнопки и слушаешь. На русском аудиогида нет, но в одно время с нами ходила небольшая группа с русскоговорящим гидом.
Снимать внутри нельзя.
Парк находится на холме Пинчо. Сверху открывается потрясающий вид на город. Тут можно посидеть, отдохнуть в относительной тишине.





Чуть пройти и будет испанская лестница. По ней когда-то сбегали Одри Хэпберн и Грегори Пэк. Нам повезло и мы подошли к лестнице сверху, так что нам не пришлось сначала крабкаться наверх чтобы потом весело сбежать.



Можно присесть, отдохнуть, поесть. Не верьте, что коричневая норка как признак низкого класса - вся италия в них ходит.



В подножии лестницы приютился фонтан Баркачча работы Бернини старшего.



Рядом улицы с бутиками Шанели да всякие Диоры.



Оттуда мы опять прошли мимо фонтана Треви... прямо заколдованное место какое-то. Раз за разом туда возвращались - может потому что монетки бросили?



Опомнившись, что скоро же новый год, мы двинулись за покупками шампанского и какой-нибудь еды. До отеля, как мы помнили, ходит автобус с номером 81. На остановке, до которой мы добрались такого номера не оказалось.
Зато нашелся маршрут до колизея, что в двух шагах (или одной автобусной остановке) от отеля. Дождались автобуса, сели, поехали. Через некоторое время закралось подозрение, плавно перешедшее в уверенность, что давно уже должен был бы быть колизей или хотя бы знакомый район, а мы все куда-то едем по улицам, становящимся все мрачнее.
Выбравшись на очередной остановке из автобуса, мы обнаружили себя недалеко от галереи Боргезе. Т.е. можно было не телепать пешком через парк, а сесть на автобус и подъехать к музею. Направление, вернее конечная точка маршрута, бегущей строкой написаны на табло впереди автобуса. Это актуально на остановках на площадях и улицах с односторонним движением.



Но, поскольку по улице автобусы (и прочие колесноногие) могли двигаться в обе стороны, то мы логично предположили, что перейдя на другую сторону улицы найдем остановку в обратную сторону. Нашли объявление с предложением раба для донны. Стоя под тускло светящим фонарем, мы твердо решили дождаться автобуса. Тут главное не забыть ему проголосовать. В противном случае он бодро проедет мимо.
Придя в номер, не выдержали и тут же съели всю купленную на вечер еду. Ну тем легче нести. Праздновать решили в центре или на смотровой.





Новый Год!

Набравшись сил, мы дошли до автобусной остановки и стали ждать. Компанию нам составляли оживленно беседующие старушки и компании молодежи. Молодежь, отчаявшись, уходила пешком и их место вскоре занимала другая компания.
Спустя пол часа начали подъезжать и парковаться автомобили. Приезжающие вылезали и отправлялись пешком в сторону колизея. Стало ясно, что автобус уже не придет.
Старушки в отчаянии пытались поймать такси, явно уже опаздывая на новогодний ужин в каком-то мажорном ресторане. Мы пошли пешком. На подходе к колизею нас атаковали светящиеся уши, хвосты и рога.



Улицы потихоньку начали заполняться народом. Террористы взрывали в толпе петарды и хлопушки. Сомнительное развлечение.



Чем ближе мы подходили к площади Венеции, тем теснее чувствовалось плечо братского народа. В конце концов, мы встали. С трудом вернувшись к колизею, мы попробовали пробраться на метро. Но это дивное средство перемещения людских масс оказалось не рассчитанным на эти самые массы и его просто напросто закрыли.
Остался единственно возможный вариант - это пойти куда глаза глядят "а мы пошли на север". Но не далеко. Притулились в кафе у фонтана, выпили просекко, опять чего-то поели, тут и новый год подкрался вдруг.
Все стали считать, потом салют шампанским, фейерверки, салют и выражение массовой радости. Я пил с карабинерами, которым на работе, конечно капли в рот нельзя, но улыбка на лице постепенно становилась шире.
После праздных шатаний по району, всеобщих поздравлений и прочего запомнились соседские посиделки на улице (очень мило), вопросы про марихуанну (видимо, слишком громко смеялись), очереди в туалет (постоишь минут 10 и уходишь т.к. очередь в 20 человек и не двигается) ну и, конечно, стихи под елочкой чисто по-русски.
Вообще, русские там на каждом шагу, даже в Ватикане лифтер говорит на великом и могучем.
Так что, если кто-то будет говорить, что европейцы не празднуют новый год, можете смело не верить. Итальянцы ходят по улицам, пьют шампанское (ну или что покрепче), поют песни и танцуют под салют. Весело. Пока все пели на улице "Аморе, аморе", я запел "Ой, мороз-мороз", итальянцы в ужасе шарахались.





Весь город пронизан духом рождества. Украшено все, что только можно украсить. Каждый дворик, каждое дерево. Если деревьев нет, то можно искусственное поставить.
В каждой церкви вертепы, улицы нарядные, люди веселые. Рождество и Новый год - прекрасное время для прогулок по вечному городу и вкушения атмосферы праздника.













Первый день января

Новогодним утром нам слегка задержали завтрак. Девушка объяснила тем, что легла очень поздно "около двух". Сразу вспомнился бородатый анекдот.
В этот день мало что работало, кафе открылись во второй половине дня, в церквях службы и многие закрыты для посещений туристами. Мы наслаждались фасадами и прочими рюшечками в виде фонтанов и колоннад. Пустующие улицы радовали остатками вчерашних празднеств.



Конечно, можно было отправиться в спально-рабочие районы города или провести все время в парках да магазинах, разорвав шаблоны и показав свою нетрадиционность. Но у нас с ориентацией все тьфу-тьфу.
Мы гуляли по центру, точнее по всем центрам вместе взятым. Это мы у себя привыкли, что стоит крепость, замок, кремль или, на худой конец, парк с табличкой об остатках этого самого 500 летней давности, а вокруг современный город.
А в Риме все наоборот. Там здания, моложе 300 лет, считаются новостроем. Как такового центра нет, если не считать золотую милю, конечно. Но Форум был заброшен на века и город строился вокруг нескольких центров. Конечно, границы старого города существуют.
Прежде всего, это видно по дорогам - в старом городе дороги ужасные, брусчатка, колдобины. на автомобиле туда лучше не соваться без нужды... Вот и решение для нынешних московских властей - можно взять на вооружение... Судя по прошедшим дням, они как-то пронюхали про такой способ.
Самым первым центром был Капитолийский холм. Древний рим, античность, Ромул и все такое. Все было прекрасно пока варвары не начали свои набеги. Форум у подножия постепенно разрушился. Он бы и стоял до наших дней, но аборигены разбирали здания и колонны для обустройства собственных дачных участков.
Вокруг понастроили крепостей, которые вместо создания и возрождения вели постоянные междоусобные войны. Ну 90-е в России, что еще сказать. Городские стены оказались настолько велики, что их никто не защищал.
Церковная власть засела в папском дворце на Латеране. Другим религиозным центром стал Ватикан.
Еще одним центром городской жизни был Квиринальский дворец. Когда-то тут жили сабияне, которые породнились с племенем Ромула, с чего и начался расцвет Рима. Потом сюда перезжала церковная власть, но ненадолго. Дворец был королевской резиденцией. А поскольку с монархией пришлось распрощаться, то покои занял президент.
Конечно, надо не забыть про испанскую лестницу на площади испании с переулками вокруг, где селились понаехавшие веке этак в 18.
Кроме того, центром туристического паломничества сейчас является пантеон и район вокруг.
Когда-то Марк Аврелий построил стены вокруг города. С тех пор город то сжимался, то выплескивался наружу. Вот то, что внутри этих стен можно считать одним большим центром.
Сами стены являются могучим укреплением с очень немаленькой толщиной.





Не смогли зайти посмотреть мозаики Косматти, но сама Базилика св. Клемента красивая. К тому же, там зимнее объявление, что нельзя заходить в майках и шортах.
Поднялись к дому Нерона. Дом на реконструкции, статуи колосса в наличии не имеется. Но это и понято, статуя Нерона высотой с 9-ти этажку когда-то стояла на границе дворца. Затем Веспасиан сменил лицо на нечто отвлеченное и обозвал богом солнца. Адриан перенес статую к амфитеатру флавиев (колизею). Во время землятресения статуя разрушилась вместе с частью колизея, осталось только основание. Последние следы стер Муссолини со своей фори империале.
Дом нерона - самая большая резиденция правителя в Европе.
от остатков дома нерона отправились к собору св. петра в цепях. Самое примечательное там - это статуя Моисея работы Микеланджело.
Следующей остановкой на пути стала Санта Мария Маджоре. По пути к ней прошли базилику св. Праскеды, которую можно легко принять за православный храм, что мы тут же и сделали, а зря.



Колокола Санта Марии Маджоре доносились издалека и довольно долго - все-таки новый год да и колокольня самая высокая в Риме.
Как-то летом тут случилось чудо - выпал снег. Ну чтобы такое событие не прошло незаметно, построили громадную церковь. 1700 лет назад. Кое что перестраивалось, но основное осталось таким же.
Внутри есть что посмотеть - косматти, Микеланджело, могила Бернини, гробница папы Боргезе.







Рядом с площадью республики поели в ресторане Таргет (Via Torino, 33) - типично туристический ресторан, ничего особенного в плане еды, цукини в других местах вкуснее.
Заглянули в термы Диоцеклиана. Помытся там негде, а вот душу почистить можно. Микеланджело в 15 веке превратил один из залов терм в церковь. Когда читаешь "один из залов", представляешь этакую крохотную церквушку.. ага, как же, практически все термы из этого зала и состоят. Внутри, конечно, лепота. В полу солнечные часы, служившие эталоном в городе, пока не стали палить с башни Ангела. Там же маятник галилея. Почему он там - не совсем понятно.







Что касается свечек, то католические церкви явно идут по пути прогресса к социализму. Чтобы зажечь свечку нужно бросить монетку в прорезь. И загорится лампочка. Долой архаичный воск и чад от огня. Да и Экономическая эффективность на порядок выше. Да здравствует фикация!



Рядом фонтан Наяд. Какие-то они заросшие, видать не брились давно.



Оттуда недалеко до площади св. Бернардо. На площади стоит церковь Санта-мария-делла-Виттория. Внутри скандально известный Экстаз св.Терезы. Рядом с церковью рогатый Моисей. Моисей как бы вопрошает записались мы добровольцами.



Рядом женщина, наружности этих самых добровольцев, выгуливала кролика.



Пулей пролетели площадь Барберини с фонтанами Тритона и Пчел, впечатлились палаццо и пошли дальше.



Дворец Барберини (ныне там музей) напоминает южную виллу. Внутрь не пошли, но там явно много интересного.



Площадь четырех фонтанов, как оказалось, и не площадь вовсе, а обычный перекресток. Фонтаны да, красивые.



Дворец Квиринал, он же президентский, охраняет, соответственно гвардия. Стоят часами не шелохнувшись, проявляя стойкость и женское мужество. По каким-то причинам один пост пустовал "заходи кто хочешь, бери что хочешь". Мы там пофоткались, окружающие туристы заволновались, всколыхнулись и сформировали очередь к будке.



По дороге попалась на улице лестница, украшенная скульптурами. Действительно, тут статуи смотрятся намного лучше, чем в музее.



Переулками вышли к церкви иезуитов Сант-Иньяцио. Церковь построили, но при приемке оказалось, что купол забыли приделать. Пришлось срочно звать математика Андреа Поццо, который нарисовл иллюзию купола и трехмерный потолок. Модель купола, каким он должен был бы быть также присутсвует. А также непонятное сооружение с моделями храмов мира "церковники всех стран соединяйтесь".









В Пантеон стояла очередь посмотреть в щелочку закрытых дверей. Все-таки Рим - город очередей. Слишком много людей. Даже зимой. Хотя после второго улицы сильно поредели. Или все работать уехали, или закончились рождественские праздники и туристы отправились по домам.





Обойдя Пантеон, обнаруживаем очередной обелиск, на этот раз весьма скромных размеров. Из-за небольших размеров обелиска слоник работы Бернини, поддерживающий его, был прозван цыпленком Минервы (Минервы - так как раньше здесь был храм Минервы). Слоника нужно было дернуть за хвост, но вокруг слона поставили забор (очередная реставрация) и замок взломать не удалось.

Рядом скромная церковь Санта-мария-сопра-Минерва. Раньше тут был храм Минервы, но об этом осталось только упоминание в названии.
Обязательно стоит зайти внутрь - очень красивая. Единственная готическая церковь Рима. Построена в 13в, можно посмотреть фрески Филиппо Липпи и статую Воскресшего Христа Микеланджело. Вообще с готикой в Риме не ахти - готы много что порушили в Риме в свое время. Осадочек остался.
Трибунал инквизиции заседал в пристроенном к церкви доминиканском монастыре. Самой знаменитой его жертвой были Галилей и граф Калиостро. "И все-таки она вертится" прозвучало это именно здесь.
Ну и свечки тут с огоньком.





Ну и разумеется мы не могли не пройти мимо рогатой церкви (Сант Эустахио). Заходить внутрь не стали, а вместо этого пошли в знаменитое кафе с таким же названием. Попробовали кофе (У них кофе - это эспрессо) и каких-то шоколадных печенек. Кофе вкусный, мы даже с собой пачку купили. Понимали, конечно, что точно такой же можно купить в соседнем магазине, но не смогли удержаться. Теперь дома пьем, хоть и вкус не тот. В кафе уже ставшая привычной толпа народа.







На площади Навона, как и много где по городу, развернулась рождественская ярмарка. Тут тебе и ведьмы, тут же и вертепы можно прикупить, сладостей поесть, даже карусель какую-то поставили. Все весело и ненавязчиво впаривают товар.





Мимоходом наткнулись на развалины какого-то храмового комплекса.



Добрались до ИльДжезу (Почти Аль-джа-зира). Внутри зеркало. Не только для того, чтобы прическу поправить - можно посмотреть потолок поближе. Первая в Риме церковь в стиле барокко. Джакомбо де ла Порта спроектировал для церкви Фасад, который потом тиражировали не только по Италии, но и по всей Европе. В церкви могила основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы.





Рядом фонтан черепах. Сам фонтан довольно вычурный, но черепахи так и бросаются в глаза.



Потом мы почапали в сторону театра Марцелло, но вдруг оказались в еврейском квартале. Тут мы с радостью заметили артишоки на улице и давай их есть. Ну не на улице есть, разумеется, а зашли в заведение, на котором не было написано, что оно кошерное. Ristorante Il Giardino Romano (Via del Portico d'Ottavia, 18) Готовят потрясающе. Вот тут самые вкусные, что я пробовал цветки цуккини, фаршированные (фьори ди дзуккини, рипьени).



театр Марцелло напоминает колизей, но слегка поменьше.





Вот мы и вышли к набережной могучей реки Тибр. Толи река обмелела, толи легенды приукрашены, но на могучую реку это точо не походило. Так, речка, можно было бы в сапогах перейти, если бы не крутые берега. Слабо представляю как по традиции прыгают на Новый год с моста. Может где-то специально для прыгунов вырыли яму.
Посреди реки остров Тиберина куда раньше свозили чумных, что вобщем-то слабо помогало городу.





Совсем недалеко дошли до храмов Портунуса и Весты, мимо которых постоянно проезжали на автобусе.





В потемках цирк Массимо напоминал заброшенный подмосковный пустырь.
Когда пришли в отель, ноги гудели как туча барбериных насекомых. Дороги то вверх, то вниз.



Пока ходили, заметили детектор движения на световоре, точная логика осталась неясна.







Ватикан

Утром нас ждал Ватикан. Не то чтобы прямо таки он нас ждал, но билеты были куплены. Причем два раза в музеи и в сады. Хватило только билетов в Сады с гидом (попасть туда можно только с гидом, ну или после фразы "дорогой, ты станешь папой" услышаной в Сикстинской капелле от толпы серьезных мужиков).
Добираться проще всего на метро. На подходе к Ватикану торговцы продавали зонты и дождевики. Небо заволокло тучами и стало что-то накрапывать. Мы прошли мимо очереди в музеи по пути для тех, у кого электронные билеты. Охранники заставили сдать штатив т.к. он явно походил на некое грозное оружие.
Получив билеты и наушники мы слонялись по холлу с ужасом глядя на прибывающих мокрых в дождевиках паломников-туристов. Мы приготовились снимать на мыльницу, но когда вышли на улицу дождя уже не было.
Экскурсия на английском, больше половины - русские. Сады очень красивые, все ухожено, аккуратно. Состоит сад, преимущественно, из даров. Каждый что-то подарил, кто подарил куст, кто - пальму. Вот так с миру по нитке, Папе - погулять. Хотя он не гуляет особо, редко-редко выезжает в сад на своем папа-мобиле.











Могила предыдущего Папы



Еще Сады - это отличный способ попасть в музеи без очереди. Т.е. получив билеты при экскурсии, мы прошли на территорию сада и музеев, потом главное не выходить за территорию и можно ходить по музеям.
В садах живописно разбросаны домики, надгробия и фонтаны. Но в домиках никто не живет. Вернее живет там только один человек - садовник. Хорошо устроился, лучше Папы.



На холме торчит антенна радио Ватикан, есть своя вертолетная площадка.
Официальный язык Ватикана - латынь. Считал, что мертвый язык, ан нет - возникают новые слова. "Хеликоптикус", как не трудно догадаться означает вертолет. Вот бы на проповеди что-нибудь подобное услышать.



Хоть и зима, но что-то цветет и даже пахнет. Некоторые цветы при ближайшем рассмотрении оказались съедобной капустой.





В саду есть колокол отлитый специально для праздновния 2000-го рождества. В канун нового года собрались, ждали всякого, от остановки компьютеров, до глобальных катаклизмов. Пару раз ударили в колокол - ничего не произошло. Тогда посмотрели друг на друга, выдохнули и разошлись, оставив колокол в саду. Возникла сразу мысль вдарить. Но дабы всякие не вызвали ожидаемую катаклизму, язык колокола заблокировали - туристы звонили и звон всем надоел.



Из-за каждого поворота выскакивает купол собора св. Петра.





Отверстия для лучников в ватиканской стене заделаны давно. Что-то разнежились они, не ожидают нападения.Конечно, Италия может решиться атаковать Ватикан - ведь экономический кризис, но все равно - это очень сомнительно.

Прогулка по садам завершается там же, где и началась, в здании музеев.



Там же почта Ватикана - можно отправить открытку со штемпелем Ватикана, сколько будет идти неизвестно - мне пока не дошла.
Выходить наружу на обед нельзя. Вернее выходить-то можно, но потом обратно не пустят. Для страждущих есть фастфуд кафе с видом на те же сады.
Во внутреннем дворике на площади шишки находится некий неопознанный лежащий объект - сразу видно современное искусство, неслабая шишка.



Затем мы пронеслись сквозь залы музеев, где на каждом кватратном метре по мировому шедевру. Некоторым по 4-5 тысяч лет а то и по 7,5 тысяч.







Папа Пий 9й лично взял в руки зубило с молотком и отбил у многих статуй мужское достоинство дабы не возбуждали похоть (хм.. похоть? у папы???). Теперь причинные места прикрыты листочками - по идее еще надо было написать скульпторы "Римский народ и я, такой-то".





Чтобы посетители вели себя прилично, кое-где представлены барельефы с видами казней. Римляне вообще были великими затейниками по этой части.
Роспись потолка временами напоминает старинные книги. Или, может, книги напоминают потолок Ватикана.



Встретилась уникальная скульптура с нарисованными эмалью глазами. Жуть.



Глядя на скульптуры, понимаешь, что мода все время ходит по кругу.



В галерее карт показаны захваченные католической империей области.
Больше всего поразили станцы Рафаеля. Это несколько комнат, расписанных мастером. Впечатляет. Очень даже.



Сикстинская капелла забита людьми, яблоку негде упасть. Охранники периодически выкрикивают, что нельзя фотографировать. Может устали очень, но я ожидал какого-то трепета в душе. Все стоял и ждал - ну когда же там внутри что-то шевельнется. А оно, это темное нутро, спало как убитое или придавленное грузом впечатлений.
После капеллы просят на выход, но можно прикинуться шлангом и вместо того, чтобы пойти налево (если стоять спиной к страшному суду), прибиться к группе экскурсантов (для убедительности мы воткнули наушники, оставшиеся от садов) и пройти направо. Выход мониторят охранники, но можно проскользнуть. Можно, конечно, этого не делать - выйти из музеев, встать в очередь в собор и убить часа 4-5 на ожидание.
Так вот, пройдя в правый ход, мы спустились по лестнице во внутренний двор. В этом дворе голова очереди на купол собора. Нужно набраться наглости и влезть в очередь. Подождав где-то полчаса, можно купить билеты и отправиться на лифте наверх.
После лифта по узкой лестнице на самый верх. Любителям покушать нужно поостеречься, можно и застрять. Кроме того, что лестница узкая, она еще и наклонена, напоминает катакомбы.



Зато открывающийся вид того стоит. Город как на ладони.





Потом мы сфоткали площадь с папского балкона...



На спуск ведет точно такая же лестница, потом лифт и вуаля, можно без помех войти в собор. Ну что тут рассказывать, Пьета Микеланджело (первая работа), Св. Петр (надо потереть правую ступню и загадать желание), голубь Бернини, Бронзовая кафедра. Там же и похоронен Петр.







Под полом собора много каких-то помещений, кипит жизнь. Вспоминается Дэн Браун. Кстати, экскурсовод рассказала, что библиотека Ватикана совсем не так технологична, как в фильме, и там просто стеллажи с книгами в обычном подвале. Хорошо, хоть сухом, а то как-то страшно становится за мировое наследие.



Выходили уже под вечер.



Слева от собора вход в Ватикан охраняет знаменитая швейцарская гвардия в забавных костюмчиках, придуманных для них Микеланджело. По идее, они должы стоять не шелохнувшись, а они треплятся с туристами как ни в чем не бывало.

Проведя целый день в Ватикане, отправились поужинать в семейный ресторанчик Spinosi Alberto (Via del Mascherino 60-62-64) в двух шагах от собора. Говорят только по итальянски, иногда ссорятся (или они так разговаривают), готовят очень вкусно.

Затем мы быстренько дошли до замка св. Ангела. Замок строился как усыпальница Адриана и прочих имперских потомков. Бронзовые павлины теперь в Ватикане. Затем Тут была темница - уж больно архитектура располагает (Галилей и Джордано Бруно, Бенвенуто Челлини и граф Калиостро).
Замком стал именоваться после того, как папа Григорий Великий увидел архангела на вершине мавзолея и эпидемия моровой язвы прекратилась. Через тысячу лет сверху поставили статую ангела.
А еще сюда вел секретный ход из Ватикана. Папа мог сбежать из Ватикана и укрыться в замке, хотя мне как-то сомнительным кажется, что этим хоть раз воспользовались.
Мост, который послужил прообразом Карлова моста в Праге оказался победнее, но это только в сравнении, а так - красиво.



Рядом с мостом плоты, на которых в "Римских каникулах" устраивали потанцульки.





Вот так мы и провели Наташин день рождения в государстве Ватикан.





Прогулка

На следующий день мы отправились еще раз побродить по центру, зайти туда, куда не успели зайти.
Например в Пантеон. Изначально он был квадратным, затем его полностью перестроили. Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись "M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT" (Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считанные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола.
Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. Это отверстие, называемое "Око Пантеона" - единственный источник света в храме. Говорят, что отверстие в куполе пробили демоны, спасаясь бегством из языческого храма в тот момент, когда его освящали.



В Пантеоне похоронены Рафаэль и пара итальянских королей.



В 1625 г. бронзу с купола сняли по желанию папы Урбана 8. Она пошла на создание балдахина в соборе св. Петра и пушки для Замка св. Ангела. По этому поводу римляне говорили: "То, чего не сделали варвары (barbari), сделал Барберини (Barberini)

Для сувениров и купленных шмоток пришлось купить чемоданчик.



Пока Наташа ходила за косметикой, я облизывался на колбасу и наблюдал за местными продавцами контрафакта.
При появлении полиции, они за четыре секунды собирали весь свой товар и делали ноги. Как только полицейская машина удаляется, они возвращаются на прежнее место.



Поели в Baffetto 2 (Piazza del Teatro di Pompeo, 18). Вкусно.

В отель решили отправиться на автобусе. Нашли остановку, на ней обозначен номер нашего маршрута. Каково же было наше удивление, когда автобусы проезжали мимо, не обращая на нас, голосующих, никакого внимания. Пришлось пройти пешком еще остановку.
Остаток вечера мы просто бесцельно бродили и наслаждались атмосферой.





















Ужинали в Matricianella (Via del leone, 4 ). Пользуется большой популярностью. Пришлось даже подождать минут 10 пока освободился столик.

Позабавило, что сами итальянцы ездят на старых машинах или на скутерах, а полиция на BMW.





Рим - город кошек. Их тут очень много и их все любят.







Летели обратно через Брюссель... швейцарский шоколад вкуснее!
И швейцарские авиалинии намного комфортнее брюссельских (внутренние так вообще небо и земля).

Рим оставил некоторую грусть в душе и желание обязательно вернуться. Такой концентрации всего-всего нет ни в одном другом городе. И теперь можно как Одри, махнув рукой, отвечать на вопрос о более всего понравившемся городе "конечно же, Рим!".
Мы были всего пять полных дней, ну плюс еще прилет, отлет. Этого катастрофически мало. Нужно было провести там дней 10 как минимум.
Весь Рим - это один большой музей под открытым небом.
От музеев каша в голове. Надо перечитывать купленные книги из музеев, заново вспоминать виденные шедевры.
Ну а вообще, меня не оставляет мысль, что эта поездка изменила мою жизнь.





Вертепы

Колизей



Площадь капитолия



Испанская лестница



Санта-Мария-дельи-Анджели (Термы Диоцеклиана)



Санта-мария-сопра-Минерва



Площадь Навона



Ватикан



Ватикан



Собор святого петра



Пантеон







Приключенцы или "Я на фоне"